Республиканский союз промышленников и предпринимателей

ГЛАВНАЯ ТЕМА: Что делать


"Пора определиться, какую страну мы строим " - интервью Александра Швеца, Председателя Республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация», лауреата конкурса «Человек Дела-2006»


В последнее время в Беларуси сделан ряд шагов по либерализации экономики и раскрепощению деловой инициативы, которые дали некоторый положительный эффект. Но говорить, что произошли существенные изменения, на мой взгляд, преждевременно.

Проблема в том, что мы все время генерируем какие-то нормативные акты, но не делаем выводов о том, какова их правоприменительная практика, не контролируем исполнение прогрессивных норм, которые содержатся в уже действующем законодательстве. Например, вышедший указ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (№ 399) кажется излишним, так как данные предприятия можно было бы уже давно реформировать посредством передачи в частную собственность через процедуры банкротства, санации и т. д. согласно действующему законодательству. Но указ препятствует этому процессу, и вместо банкротства мы еще раз попытаемся их реанимировать, что, на мой взгляд, приведет к очередному вливанию государственных средств и ущемит интересы кредиторов.

Такая же ситуация и с равенством государственной и частной собственности. Оно задекларировано в белорусской конституции, но на практике в полной мере не соблюдается. В частности, то или иное госпредприятие, когда погашает свою просроченную кредиторскую задолженность, в первую очередь, как правило, рассчитывается по указанию тех или иных государственных руководителей сначала с государственными предприятиями. И таких примеров масса. В данном отношении перелома не произошло.

В то же время, в стране есть прекрасные примеры промышленной кооперации предприятий разных форм собственности, например, МАЗа с заводом по производству пожарных автомобилей компании «Пожснаб».

Но их немного, и в целом неравное отношение органов госуправ-ления к предприятиям разных форм собственности порождает перекос, который состоит в низком уровне доверия частного бизнеса к управленческим решениям государства. Это серьезная проблема.

На мой взгляд, государство в лице органов управления и бизнес-сообщество должны определиться, какую страну мы строим в долгосрочной перспективе через призму глобальной конкурентоспособности в быстроменяющемся мире. Надо решить, что оставить в государственной собственности, какие предприятия следует поддержать, осуществляя их реформирование перед приватизацией, а что должно быть продано в установленные сроки с ориентиром на тех или иных эффективных собственников. Особую роль в повышении эффективности государственных предприятий должно сыграть внедрение принципов корпоративного управления.

Конечно, речь не идет об огульной приватизации. Если, например, Беларуськалий работает эффективно и устойчиво, то смысла в его приватизации нет. Но имеются отрасли, например, торговля, где частные компании намного эффективнее государственных и их доля уже ключевая в этом секторе.

Еще одна институциональная проблема, которая до сих пор не решена, это неудовлетворительный уровень доверия хозяйствующих субъектов к действиям Экономического суда ввиду слабой прогнозируемости и прозрачности его
решений, хотя надо отметить, что многие вопросы, поднимаемые деловым сообществом, находят определенное понимание в экономических судах.

В то же время, ряд проблем постепенно удается устранить. Например, мы осуществляем совместную работу с правительством, которая была начата еще экс-вице-премье-ром Василием Матюшевским при непосредственном участии нынешнего вице-премьера РБ Александра Турчина, по проекту изменений в Налоговый кодекс. Там не все вопросы решены, но есть целый ряд существенных позитивных шагов в направлении снятия экономических проблем и повышения доверия к правительству, особенно в вопросах налогового администрирования.

В целом мы находимся в конструктивных отношениях с экономическим блоком правительства, который сейчас возглавляет Александр Турчин, и настроены на совместную работу. Деловое сообщество с большим уважением относится к премьер-министру РБ Сергею Румасу как профессионалу и патриоту нашей Родины, и возлагает на него большие надежды. И мы готовы всячески помогать и поддерживать на экспертной основе все шаги правительства, направленные на устранение тех проблем, о которых шла речь выше. Мы уверены, что их можно и нужно решить уже в ближайшей перспективе.

Большую роль в данном процессе играет открытость и публичность этих шагов, повышающие доверие к правительству. Мы придаем большое значение прозрачности, которая может и должна быть обеспечена посредством профессиональных СМИ, работающих в экономической сфере. К их числу, несомненно, относится и журнал «Человек Дела». 

Источник: журнал "Человек Дела"

Опубликовал: Администрация РСПП