Короткая предыстория вопроса. В прошлом году Россия ввела жесткое регулирование поставок нефтепродуктов в Беларусь. Переговоры между правительствами Беларуси и РФ по этому вопросу велись несколько месяцев. Они завершились 10 октября 2018 года подписанием протокола о поставках нефтепродуктов в Беларусь. Россия согласилась сохранить поставки в Беларусь лишь определенных видов нефтепродуктов – тех, которые не производятся в Беларуси. В том числе в перечень разрешенных для поставки в Беларусь вошли смазочные материалы и масла.
Однако около 40 компаний, являющихся официальными дистрибьюторами крупнейших российских нефтеперерабатывающих предприятий, которые ранее поставляли около половины всего объема смазочных материалов и масел из РФ на белорусский рынок, остались без квот. Теперь эти компании не могут поставлять эту продукцию на белорусские предприятия по ранее заключенным годовым, а также тендерным договорам. Частные компании обратились за поддержкой в том числе в БНПА и РСПП.
Член Совета по развитию предпринимательства при президенте Беларуси, председатель БНПА и РСПП Александр ШВЕЦ рассказывает о подоплеке проблемы.
— Контроль за исполнением обязательств по соглашению между правительствами Беларуси и РФ по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (подписано 10 октября 2018 года) возложен на концерн Белнефтехим» и Минэкономики. В «Белнефтехиме» утверждают, что концерн направлял в адрес Минэкономики и облисполкомов информацию о новых условиях импорта российских нефтепродуктов для формирования списков поставщиков и выделения квот, однако значительное количество весомых участников рынка не получили этой информации ни от «Белнефтехима», ни от Миэкономики, ни от облисполкомов.
— Александр Иосифович, в конце июля — начале августа 2018 года концерн «Белнефтехим» действительно направлял в адрес участников рынка соответствующую информацию с просьбой внести необходимые данные по объему поставок. Была растиражирована специальная форма. Да и в прессе эта тема прозвучала достаточно резонансно. Позже в концерне заявили, что все направившие свои заявки компании включены в перечень субъектов предпринимательской деятельности, которые могут получать эти товары в Беларуси.
— Мы не знаем, на каком именно уровне доведения информации до заинтересованных произошел сбой и какой именно госорган его допустил. Но сбой произошел. И это необходимо признать, а созданную проблему – решить. Вот и все!
Я задавал вопрос профильным должностным лицам Минэкономики: а почему данную информацию не получил Совет по развитию предпринимательства? Ведь проблема касается частного бизнеса, и это — целый пул компаний.
Факт, что не все поставщики были проинформированы о необходимости предоставления таких данных в «Белнефтехим» и, соответственно, некоторые компании не вошли в списки и не получили соответствующие квоты на поставку.
Также факт, что 80-90% даже официальных представителей таких компаний, как «Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть», «Шелл» не получили таких уведомлений. А ведь они поставляли большие объемы смазочных материалов и масел в адрес крупных промышленных предприятий Беларуси.
Получилась интересная ситуация. Компании в конце октября узнают из опубликованной на сайте информации о том, что с 1 ноября 2018 года поставки смазочных материалов и масел в Беларусь осуществляются только по квотам. А их никто ни о чем не проинформировал.
Вызывает недоумение, что списки компаний, получивших квоты, «Белнефтехим» держал и держит в секрете. Нам говорят: «Есть список, но мы его вам не покажем – он ДСП». Мне пришлось через российские информационные каналы узнавать емкость квот по смазочным материалам – это 8,7 тыс. тонн на ноябрь-декабрь 2018 года, а вся квота по смазочным материалам и маслам на 2019 год составила 51,9 тыс. тонн.
И, конечно, ни «Белнефтехим», ни Минэкономики, ни облисполкомы не переживали из-за того, что не все частные компании получили квоты. Вероятно, исходили из того, что квот итак очень мало, их всем не хватит.
— Но ранее вице-премьер уверял, что разрешенного РФ объема поставок нефтепродуктов достаточно для полного обеспечения потребности белорусского рынка. К тому же российская сторона готова увеличить эту квоту еще на 10-15%. В «Белнефтехиме» также заявили, что договорились с российской стороной об увеличении на 2019 год этого объема, чтобы учесть интересы компаний, ранее поставлявших продукцию на белорусский рынок.
— Действительно, квоту на 2019 год увеличили с 51,9 тыс. тонн до свыше 63 тыс. тонн.
Спрашиваю у концерна, а как вы ее будете распределять? Вопрос. И факт остается фактом, что компании-поставщики не смогли из-за непредоставленных квот осуществить поставки по договорам.
Да, они прислушались к нам и подготовили проект постановления Совета министров, регламентирующий этот вопрос. При этом главным критерием распределения является прошлогодняя статистика (за 10 месяцев 2018 года). Если компания ввозила, к примеру, 10% объема нефтепродуктов от потребности рынка, значит, она получит 10% от объема квоты. Но при этом нам говорят, что заводы получат отдельные квоты. По какому принципу? Не знаем, отвечают. Но чем заводы лучше компаний? И если они не поставляли эту продукцию в 2018 году, то на каком основании им сейчас предоставят квоты?
К тому же любой завод, даже если у него есть квота, по законодательству о закупках должен провести тендер на закупку. Тендер может выиграть, к примеру, «Роснефть». Но она сама не торгует здесь, – она торгует через своих дилеров. Далее. А зачем условному заводу квота, если тендер выиграет, к примеру, компания-дилер, которой и нужна будет эта квота?
— В «Белнефтехиме» говорят, что крупные белорусские предприятия должны работать напрямую с российскими производителями смазочных материалов и масел, — так будет дешевле.
— Не факт. Именно для дилера цена дешевле, поскольку он покупает большой объем продукции, которую намерен реализовать не одному, пусть и крупному заводу, а многим потребителям, поэтому от большого объема он получает определенную скидку к цене. А мы у российских производителей спросили? Они заинтересованы в прямых поставках? По моим данным, – нет.
Предприятие, конечно же, может попытаться закупать напрямую у производителя. Но мы должны понимать: а что посредник, который завозил ее на рынок раньше, — он поставлял ее дешевле или дороже? Если поставлял дешевле, зачем его «резать»? Если — дороже, то, наверное, в прямых поставках есть смысл. Но ведь никто не говорит, по какой цене предприятия покупают нефтепродукты из РФ напрямую.
Получается, что сейчас необходимо распределять дополнительные квоты на смазки и масла. Но порядка распределения нет, и как это сделать, — никто не понимает. В то же время есть компании, официально выигравшие тендеры в этом году. Но у них нет квот, поэтому они не могут поставить нефтепродукты заводам, у которых выиграли тендер.
И сейчас вопрос состоит не только в том, как распределить дополнительную квоту в 11 тыс. тонн на смазочные материалы и масла. Оказалось, что не выбрана прежняя квота! Ее надо перераспределять. Но, опять же, — нет механизма. Это — вторая проблема, на которую нет ответа.
Поэтому суть нашего вопроса состоит в следующем: при «Белнефтехиме» должен работать общественно-консультативный совет (ОКС). Да, формально он создан, но игнорирует рассмотрение назревших вопросов. Принципы распределения квот должны быть четко прописаны и четко контролироваться и самими участниками рынка, и «Белнефтехимом», и Советом по развитию предпринимательства. Именно на ОКС при «Белнефтехиме» можно было давно обсудить и решить эту проблему.
Нам говорят: документ о распределении квот надо принимать постановлением Сомина, Так принимайте, — почему этот документ в виде проекта болтается уже полгода? Кто мешает его принять?
— Бизнес-союзы предлагали вообще исключить смазочные материалы и масла из перечня нефтепродуктов, по которым требуется согласование индикативных балансов, поскольку эта товарная группа продается по коммерческим ценам.
— Да, мы предлагали это сделать. Но наше предложение не было поддержано на уровне правительств РФ и Беларуси. Отменить квоты по смазкам и маслам – это прерогатива правительств. А правильно и справедливо распределить внутри страны – это вопрос госорганов в диалоге с бизнесом. Здесь-то какие сложности? Я их не вижу.
— Создается ощущение, что проблема упирается в отсутствие нормального диалога между бизнесом и регуляторами рынка.
— Или отсутствие желания его строить… Я бы предположил, что есть определенное непонимание руководства концерна «Белнефтехим» и Минэкономики сути Декрета №7.
Очевидно, что участники белорусского рынка смазочных материалов и масел хорошо известны, да и «Белнефтехим» при желании может получить необходимую информацию о них в таможне. Я им советую: проанализируйте входные минпромовские и белнефхимовские цены на смазки и масла. Если, к примеру, МАЗ покупает напрямую дешевле, то, возможно, вы правы. А если не дешевле, а дороже? Зачем в таком случае создавать для участников рынка трудности и несправедливые условия?
Мы с пониманием относимся к необходимости определенных регулировок со стороны «Белнефтехима» и Минэкономики на рынке смазочных материалов и масел. Но создавать атмосферу секретности и недоверия вместо понятных алгоритмов недопустимо! Нас это не устроит.
Почему распределение квот окутано завесой тайны? Почему этот вопрос не обсудить и не решить на ОКС? Почему списки получателей квот не вывесить на сайте «Белнефтехима»?
Пишу письмо в «Белнефтехим»: введите меня в ОКС, я буду аккумулировать позицию бизнеса и очень ответственно, аргументировано отстаивать ее. Нет, отвечают, мы считаем это нецелесообразным. Хотя я являюсь членом Совета по развитию предпринимательства при президенте, руководителем одного из ключевых бизнес-союзов…
Ну что ж. Мы продолжаем работать, надеясь на то, что желание решить эту проблему есть не только у нас. Надеемся, что позиция «Белнефтехима» и Минэкономики станет более конструктивной.
http://www.belrynok.by/2019/03/14/aleksandr-shvets-otsutstvie-prozrachnyh-pravil-regulirovaniya-rynka-smazochnyh-materialov-i-masel-protivorechit-duhu-dekreta-7/
Опубликовал: Администрация РСПП
14 Марта, 2019