Цель обращения – принятие незамедлительных мер, направленных на совершенствование указанных норм законов, приведение их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь.
В чем заключается проблема применения норм, делегирующих исполнительной власти полномочия на дачу разъяснений по вопросам применения законодательства?
1. Предоставляя право или обязывая республиканские органы государственного управления (далее – исполнительная власть) давать разъяснения по вопросам применения законодательства, Парламент в лице его нижней палаты фактически уходит от выполнения обязанности по аутентичному (официальному) толкованию принимаемых им законов (пункт 2 части 1 статьи 87 Конституции).
2. Реализация исполнительной властью норм о даче ею разъяснений по вопросам применения законодательства осуществляется в рамках неофициального толкования, что лишает разъяснения законодательства, даваемые исполнительной властью, качеств нормативного правового акта (пункты 6 – 10 статьи 2, части первая – третья статьи 69 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).
Такие разъяснения носят рекомендательный характер, не являются обязательными для их применения.
3. Нередки случаи, когда исполнительная власть, давшая разъяснения по вопросу применения законодательства, принимает решения по конкретным делам или вопросам в противоречие с ранее данными разъяснениями, в том числе мотивируя такое решение указанием на то, что они носят рекомендательный характер (например, решения комиссии МАРТ по жалобам участников государственных закупок, принимаемые в противоречие с разъяснениями МАРТ).
Указанное законодательное регулирование, содержащее нормы, делегирующие исполнительной власти право (возлагающие на них обязанность) давать разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства, отличается пробельностью и неопределенностью, свидетельствует о необеспечении государством хозяйствующим субъектам конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не гарантирует им судебную и иную защиту их прав и законных интересов.
Разъяснения исполнительной власти, имеющие статус неофициального толкования законодательства и в силу этого носящие рекомендательный характер, делает указанные нормы законов не более чем фикцией. Включением таких норм в закон Парламент перекладывает ответственность за пробельность и правовую неопределенность этих норм на исполнительную власть, которая, в свою очередь, также не несет ответственности за свои разъяснения в силу их рекомендательного характера.
Опубликовал: Администрация РСПП
29 Марта, 2019