Республиканский союз промышленников и предпринимателей

ПЭТ или стекло? Бизнес и власть искали решение на "круглом столе" (4.04.2019)


Возможные последствия, риски, плюсы и минусы замещения ПЭТ-упаковки для розлива питьевой воды и напитков на стеклянную тару обсуждали на круглом столе, организованном Республиканским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). "Принципиальные вопросы заключаются в том, насколько мы готовы выпускать необходимое количество стеклянной упаковки по цене такого уровня, чтобы это было целесообразно с экономической точки зрения. Насколько учтены последствия для поставщиков ПЭТ? Насколько готовы частные и государственные производители увеличить свою долю "в стекле", как это отразится на себестоимости продукции, и насколько сами потребители готовы к этим изменениям", - заметил председатель РСПП, член Совета по развитию предпринимательства Александр Швец.


В целом, как констатировали все представители  бизнеса, участвовавшие в круглом столе, переход с ПЭТ-бутылки на стеклянную упаковку может стать крайне болезненным для отрасли. И вопрос даже не в инвестициях в производство бутылки и новые линии по розливу, а в спросе на такой продукт. Вода в "стекле" – это товар "премиум", и потребление его в стране мизерно. Выход же на зарубежные рынки, где достаточно местных игроков, требует серьезных инвестиций, которых у белорусских производителей, работающих с рентабельностью 2-3%, просто нет.

Доля "стекла" на рынке – менее 1%

Менее 1% - таков удельный вес использования стеклянной тары по сравнению с другими видами упаковки при производстве безалкогольных напитков, минеральных и питьевых вод в Беларуси, и это полностью соответствуют мировой тенденции, заметил руководитель комитета РСПП по бизнес-коммуникациям Роман Костицын.

Первый заместитель председателя концерна "Белгоспищепром" Игорь Шустов в свою очередь уточнил, что потребление воды в "стекле" в стране сейчас составляет до 6 млн условных бутылок емкостью 0,5 л в год (с учетом импорта). Розлив ее в такую упаковку в стране осуществляют только три предприятия - Витебский ликеро-водочный завод "Придвинье", Малиновщизненский спиртоводочный завод "Аквадив" и ГП "Беларусьторг". "При этом загрузка их производственных мощностей по розливу в стекло составляет от 5 до 10%", - заметил И.Шустов.

Как констатировал представитель концерна, сдерживает рост продаж продукции в такой упаковке ценовой фактор вследствие более высокой стоимости стеклянной тары – на бутылке 0,5 л удорожание составляет порядка 15-17 копеек. "Для потребителя диспаритет цен на полке одного и того же продукта становится сдерживающим фактором для приобретения", -  заметил он, добавив, что "вода в стекле – это в большей степени имиджевый и премиальный продукт, это продукт для HoReCa".

"В то же время, мировая тенденция такова, что идет увеличение потребления напитков в стекле, что связано в первую очередь с возможностью его переработки и вовлечения в повторный оборот, а также созданием в мировом масштабе негативного мнения о вреде ПЭТ", - продолжил И.Шустов.

Риски при форсированном переходе с ПЭТ на стекло

В целом участники рынка отмечали, что готовы включиться в программу по увеличению розлива напитков в стеклянную тару. Однако весьма чувствительный момент заключается в темпах и мерах, которыми их будут к этому "стимулировать".

Форсированный переход с ПЭТ-упаковки на стекло чреват значительными рисками, отмечает Р.Костицын. "Это рост логистических издержек при транспортировке (ПЭТ в 12 раз легче стекла), увеличение расхода воды при производстве в 10 раз и расхода электроэнергии более чем на 30%, рост объема и веса ТБО из-за разницы в весе стеклянной и ПЭТ-упаковки", - сообщил он.

"Еще один важный момент – это недовольство потребителей, и не стоит сбрасывать его со счетов: люди привыкли к определенному роду упаковки, так как она удобна в быту и безопасна", - добавил Р.Костицын. Кроме того, это приведет к существенному подорожанию продукции для населения.  

Среди  других аспектов  он также отметил дефицит мощностей по производству стеклобутылки в Беларуси.  "Это стратегический риск, связанный с программами импортозамещения. Потому что при форсированном переходе нам просто необходимо будет закупать стеклянную бутылку за рубежом – в Российской Федерации или где-то еще, что приведет к отвлечению валютных средств", - сказал представитель РСПП.

Р.Костицын также обратил внимание на возможное снижение инвестиционной привлекательности отрасли. "Минимальная стоимость новой линии по розливу в стеклянную тару - 7 млн евро, и это коснется всех предприятий отрасли. Все они относительно недавно прошли модернизацию, продолжают инвестировать в свои производственные базы, и, конечно, это крайне чувствительным образом скажется на их экономическом состоянии и инвестиционной привлекательности", - заметил он.

Неотложные задачи

"Для решения задачи необходимо произвести детальную оценку регулирующего воздействия на отрасль и на экологию решений по переходу с ПЭТ на стеклянную тару по всем социально-экономическим параметрам. Еще один момент  - финансово-экономический анализ с акцентом на влияние на государственный бюджет", - подчеркнул Р.Костицын.

Кроме того, по словам представителя РСПП, необходима разработка дорожной карты перераспределения видов упаковки в отрасли с учетом мировых тенденций и опыта. "Нелишней будет и разработка комплексной программы развития отрасли и категории в режиме государственно-частного партнерства", - добавил он.

"В стране планируется внедрение депозитной системы обращения отходов упаковки, включая систему сбора оборотной стеклянной тары. И это тоже необходимый этап решения задачи, потому что ее внедрение позволит повысить уровень собираемости такого рода упаковки с нынешних около 30% до 80-90%. И это уже совсем другой уровень влияния на экологию", - заметил Р.Костицын. Ну и еще одна важная задача - стимулирование экологического самосознания граждан, добавил он.

Власти обещают, что революций не предвидится

Первый зампредседателя концерна "Белгоспищепром" И.Шустов заверил, что радикальных мер для сокращения использования в Беларуси ПЭТ-упаковки при производстве питьевой и минеральной воды и переориентации на стеклянную тару не предполагается.

"В настоящий момент со всеми заинтересованными вырабатываются предложения, включая представителей бизнеса. Со своей стороны, чтобы немного сбить накал страстей – революций не предвидится. Революционный путь это не тот путь, который для данной локальной задачи применим", -  сказал И.Шустов.

По его словам, для стимулирования потребления в Беларуси напитков в стеклянной таре рассматривается ряд мер, "которые в итоге дадут какой-то синергетический эффект". "Это экономические, административные и технические меры", - уточнил представитель концерна. Среди них, в частности, создание "популярного имиджа" для напитков в такой таре, стимулирование экономической эффективности их производства, а также сопутствующего бизнеса.  

"Пока экономические расчеты показывают, что без ущемления интересов производителей продукции с использованием ПЭТ-тары (…) мы можем благодаря применению различных мер (…) увеличить производство до минимум 25 млн бутылок в год. Технические возможности для этого есть. Воды у нас достаточно", - сказал И.Шустов.

"Это локальная задача, мы ее с производителями будем решать", - заметил он.

В то же время первый зампред "Белгоспищепрома" обратил внимание на необходимость решения более глобальных задач – рационального и максимально эффективного использования водных ресурсов в стране, а также разработки комплексной программы использования всех видов упаковки.

 https://www.interfax.by/news/belarus/1256811

Опубликовал: Администрация РСПП

05 Апреля, 2019