– Дмитрий Анатольевич, с недавних пор в республике создана законодательная основа для более активного обсуждения с бизнесом проектов нормативных правовых актов (НПА), а также прогнозирования их последствий. Это именно то, за что ратовали в последние годы деловые объединения страны и ради чего IFC оказывала активную экспертную поддержку?
– Действительно, с 1 февраля 2019 г. вступили в силу Закон от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» и постановление Совмина от 25.01.2019 № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов». Кроме того, постановлением Совмина от 28.01.2019 № 56 утверждено Положение о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Эти документы, разработанные при содействии и экспертной поддержке Международной финансовой корпорации, а также при участии деловых объединений страны, определили порядок публичного (общественного или профессионального) обсуждения проектов НПА и прогнозирования последствий принятия нового законодательства, что в мировой практике принято называть оценкой воздействия. В этой связи мы достаточно высоко оцениваем работу, проделанную всеми участниками законотворческого процесса. Порядок обсуждения проектов НПА и прогнозирования последствий должен стать более систематизированным, так как приблизился к лучшим мировым практикам.
– В чем основная правовая суть изменений?
– Из общих норм отметим, что согласно ст. 7 Закона № 130-З проект НПА может быть вынесен на общественное обсуждение по решению Президента, а также иного нормотворческого органа либо должностного лица, занимающегося его разработкой. Предполагается, что проекты будут публиковаться на сайте «Правовой форум Беларуси» (forumpravo.by), выноситься на парламентские слушания и распространяться через СМИ. Информация о начале публичного обсуждения должна размещаться на Национальном правовом портале pravo.by, в СМИ, а также на официальных сайтах госорганов.
Публичному обсуждению, как правило, подлежат проекты законодательных актов и постановлений Совмина, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, устанавливающие новые либо принципиально меняющие действующие подходы в правовом регулировании. Гласной должна быть и разработка проектов, которые могут оказать существенное влияние на условия предпринимательской деятельности.
Одновременно ст. 45 Закона № 130-З обязала госорганы прогнозировать последствия принятия НПА как на стадии планирования (разработки концепции), так и на стадии непосредственной подготовки документов. Под прогнозированием в данном случае подразумевается оценка финансово-экономических последствий, включая оценку регулирующего воздействия на условия предпринимательской деятельности, а также оценка социальных и экологических последствий. К этой работе могут привлекаться представители общественных объединений, в т.ч. бизнес-союзов и ассоциаций, отстаивающих интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).
– Закон № 130-З содержит внушительный перечень проектов НПА, не подлежащих общественному обсуждению, да и все остальные «могут быть вынесены» или «как правило, подлежат» публичному обсуждению. Вам не кажется, что подобные формулировки могут легко выхолостить идею широкого общественного диалога?
– Действительно, не подлежат общественному обсуждению проекты НПА, подготовленные в рамках исполнения международных договоров, касающиеся обеспечения обороны и национальной безопасности, защиты государственных секретов и военно-технического сотрудничества. Ограничение касается бюджетного и валютного законодательства, денежно-кредитной политики, налогов и пошлин. Не будут выноситься на широкое обсуждение проекты НПА, на подготовку которых по решению главы государства, Совмина или Администрации Президента отведено менее 15 календарных дней. Кроме того, как вы правильно отметили, согласно Закону все остальные проекты «могут быть вынесены» либо «как правило, подлежат» публичному обсуждению. Таким образом, общественное обсуждение проектов, которые могут быть вынесены на такое обсуждение, будет зависеть от готовности госорганов к открытому диалогу.
Вместе с тем в последние годы мы видим активную позицию многих госорганов в развитии диалога. Представители деловой общественности привлекаются к подготовке большинства ключевых актов законодательства. В том числе в максимально открытом формате и при активном экспертном обсуждении разрабатывались декреты Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» вместе с пакетом сопутствующих НПА. Устойчивой практикой стало вынесение на экспертное обсуждение узкотематических и отраслевых проектов НПА и их обсуждение на общественно-консультативных советах при министерствах.
Определенное беспокойство вызывают возможности белорусских деловых объединений качественно и в сжатые сроки работать со значительным потоком проектов. Один из вызовов — относительно слабая ресурсная база бизнес-союзов и ассоциаций. Сейчас они объединяют незначительную долю субъектов хозяйствования страны, в результате чего испытывают сложности с финансированием и, соответственно, с формированием пула экспертов, способных системно заниматься оценкой регулирующего воздействия (ОРВ).
– Дмитрий Анатольевич, укрепление бизнес-союзов – задача не одного года. Есть ли условия для достижения такой цели?
– В среднесрочной и долгосрочной перспективе надежды, в частности, связаны со становлением в Беларуси саморегулируемых организаций. Для этого создается законодательная основа. Так, саморегулирование бизнеса – один из принципов, прописанных в Декрете № 7. Если деловым объединениям будет передана часть регуляторных полномочий государства, интерес к таким структурам со стороны бизнеса значительно возрастет, как следствие, расширится членская база, появятся дополнительные ресурсы.
Согласно новому Налоговому кодексу уплата членских взносов в объединениях ИП и нанимателей относится на затраты при исчислении налога на прибыль (в определенных размерах), что также должно повысить интерес субъектов предпринимательства к участию в деятельности бизнес-союзов. Усилению ресурсной базы должно способствовать и принятие проекта изменений в Гражданский кодекс, согласно которому объединениям юридических лиц и ИП планируют разрешить заниматься коммерческой деятельностью.
Пока же в краткосрочной перспективе, на наш взгляд, ставку следует делать на объединение потенциала различных целевых групп. С этой целью IFC предложила рассмотреть возможность создания в Беларуси экспертного центра для оценки последствий принятия НПА для бизнеса. Мы рассчитываем, что к работе центра присоединятся представители ведущих деловых ассоциаций.
– Серьезным вызовом для Беларуси стало снижение потенциала роста ВВП. По оценкам большинства международных институтов, сейчас он составляет не более 1–2% в год, что крайне недостаточно для развивающейся экономики. Можно рассматривать ОРВ как инструмент по ускорению экономического роста?
– Создание условий для ускорения экономического роста является нашей конечной целью. Очевидно, что в Беларуси все еще не в полной мере использован потенциал предпринимательской инициативы, а он, в свою очередь, зависит от условий хозяйствования, в т.ч. определенных законодательством. Участие в обсуждении проектов НПА крупных целевых групп предпринимателей, объединенных, например, по отраслевому либо региональному принципу, поможет максимально учесть интересы бизнеса и, следовательно, создать более комфортную для его развития правовую среду.
Автор публикации: Беседовал Александр БОРИСОВ
Подробнее на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/uchest-interesy-biznesa
Опубликовал: Администрация РСПП
12 Апреля, 2019