В конце прошлой недели председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)Александр Швец провел брифинг, на котором вновь поднял тему квотирования импорта моторных масел.
Тема не нова: осенью прошлого года Россия поставила под ограничения и жесткий контроль поставки нефтепродуктов в Беларусь. Отгрузки сохранились лишь в небольшой части нефтепродуктов, включая смазочные материалы и масла.
В итоге некогда «полноводная река» нефтепродуктов, поставляемая в Синеокую, внезапно усохла до размеров ручейка. Как следствие, несколько десятков компаний, являвшихся до этого официальными дистрибьюторами российских НПЗ и поставлявших на белорусский рынок около половины всего объема смазочных материалов и промышленных масел из РФ, остались на «голодном пайке». Точнее — вообще «без пайка». В смысле без квот.
Но были и организации, которые квоты получили.
Но как именно «Белнефтехим» распределил эти квоты, мы даже написать не можем: список их получателей концерн засекретил под грифом ДСП («Для служебного пользования»). Причем, ситуация, по словам председателя РСПП, усугубилась еще одной тайной. Концерн засекретил также статистику выборки квот и систему их перераспределения (если кто-то свою не использует).
Александр Швец высказался достаточно резко:
Непрозрачность порождает у бизнеса чувство несправедливости, нерыночного подхода… это не имеет ничего общего с политикой государства, направленной на большее привлечение частного бизнеса.
И аргументы, которые приводит Минэкономики и «Белнефтехим», что они, таким образом, борются с посредниками, — самая банальная отписка.
Потому что посредник посреднику рознь. Есть и такие посредники, которые предлагают более низкую стоимость в сравнении со стоимостью прямых поставок с завода. Ведь дилер может закупить масла для десятков предприятий, а не для одного условного «Гомсельмаша».
При этом решать, нужен посредник в системе или нет, должен собственник, которому этинефтепродукты нужны. Тот же «Гомсельмаш».
Но вопрос вообще не в посреднике. Он — в коррупционной составляющей при организации закупок. Ведь если есть возможность контролировать «коррупцию» через закупки, тогда цена вообще не зависит от посредника. Есть посредник или нет — цена все равно будет «хорошей». Ведь если есть умысел получить взятку? — тогда он будет и с посредником, и без посредника.
Если коррупционного умысла нет, а есть реальная борьба за снижение издержек, то она может быть тоже — как с посредником, так и без.
То есть не в посреднике дело. Дело в прозрачности и в гласности.
Председатель РСПП отметил, что принципы распределения квот должны быть прописаны и контролироваться участниками рынка, «Белнефтехимом» и Советом по развитию предпринимательства. Но никак не одним только госконцерном, да еще «в режиме секретности».
Подробнее на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/masla-ushli-v-dsp?highlight=%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D1%88%D0%B2%D0%B5%D1%86
Опубликовал: Администрация РСПП
27 Мая, 2019