Все участники круглого стола едины во мнении, что снижение воздействия на окружающую среду твердых бытовых отходов, повышение эффективности сбора и переработки ПЭТ и других видов тары – важная задача, в решении которой должны участвовать все. Также все поддерживают законодательную инициативу по созданию системы, позволяющей повысить сбор и переработку потребительской тары бывшей в употреблении – будет ли это депозитно-залоговая система или иная.
Более того, бизнес демонстрирует свою готовность работать в этом направлении своими инициативами и экологическими проектами, в которые вкладывается ежегодно сотни тысяч долларов.
Участники круглого стола особо отметили конструктивность подхода к переходу с ПЭТ тары на экологические виды упаковки. Предложенные в Проекте Постановления Совета Министров Республики Беларусь сроки и параметры перехода: до 2035 года использования стекла в бутилировании продукции для пивобезалкогольной отрасли не менее 40% являются реальными, исполнимыми и посильными для бизнеса без негативных последствий для их экономики.
Учитывая положительный опыт обсуждения проблемы перехода на экологическую упаковку (в апреле 2019 года РСПП провел круглый стол на эту тему с участием всех задействованных предприятий, министерств и ведомств), бизнес-союз предложил попытаться сформулировать консолидированную позицию по еще двум не менее острым вопросам.
Один из них - Указ Президента Республики Беларусь «О депозитной (залоговой) системе обращения потребительской упаковки».
У бизнес-сообщества возникли обоснованные сомнения, является ли предложенный Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь проект одновременно эффективным и наименее финансово затратным для Республики Беларусь.
Разработан проект по опыту внедрения депозитной (залоговой) системы Республики Литва в 2016 году. Но, по мнению РСПП, успешное внедрение системы в одной стране не является залогом успешности в нашей. Тем более специалисты утверждают, что не учтены серьезные различия между двумя странами: по плотности населения, активности потребления, морфологии отходов, структуре потребительской тары и ряда других факторов, которые существенно влияют на издержки по внедрению и функционирования депозитной (залоговой) системы, а также ее эффективность.
Бизнесу не хватает данных даже для примерных оценок тех издержек, которые он понесет с внедрением этой системы. А именно:
- данные объемов производства, ввоза и реализации на территории Беларуси потребительской упаковки и товаров в потребительской упаковке, подлежащих обороту в ДЗС;
- суммы первоначальных инвестиций в основной и оборотный капитал участников ДЗС (в т.ч. иностранных инвесторов), необходимые для обеспечения функционирования системы на территории всей страны;
- потребности в средствах технического обеспечения (площади, машины, оборудование и т.п.) ДЗС, в т.ч. для сбора-приемки, транспортировки, хранения и пересчета, обезвреживания и (или) использования потребительской упаковки;
- издержки (инвестиционных и текущих затрат) участников ДЗС и величины компенсационных выплат участникам системы за сбор (приемку) упаковки;
- планово-расчетная величина суммы депозита (залога) и размер платы за обеспечение функционирования ДЗС.
Не разработаны Положения (инструкции, рекомендации и т.п.), определяющие экономически и экологически обоснованные нормы и регламенты функционирования ДЗС, в том числе:
- о видах товаров в упаковке, а также о видах, типах упаковки, подлежащих обороту в ДЗС (включая требования к упаковке);
- о порядке нанесения и регистрации маркировки, а также о требованиях к маркировке упаковки, подлежащей обороту в ДЗС, специальными знаками (включая разработку образцов специальных знаков для маркировки упаковки);
- о порядке выпуска в обращение (производства, ввоза и реализации) на территории Республики Беларусь, а также вывоза за ее пределы товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС;
- о порядке регистрации участников в ДЗС, формирования и ведения реестра участников, а также о порядке формирования и ведения реестра упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС;
- о порядке реализации на территории страны упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС, организациями оптовой, розничной торговли и общественного питания, включая разработку требований к информированию покупателей о порядке сбора (приемки) этой упаковки;
- об организации сбора (приема), сортировки и хранения упаковки, обращающейся в ДЗС организациями розничной торговли, общественного питания и специализированными организациями;
- об организации и порядке транспортировки, хранения и пересчета, а также обезвреживания, использования и (или) вывоза за пределы Беларуси собранной (принятой) упаковки, подлежащей обороту в ДЗС, в том числе с участием управляющей организации, а также торговых и специализированных организаций;
- о порядке заключения договоров, учета упаковки и товаров в упаковке, подлежащих обороту в ДЗС, а также проведения взаимных расчетов между участниками этой системы, включая вопросы перераспределения прав собственности на собранную (принятую) упаковку;
- об организации и порядке использования программного и технического обеспечения финансовых, материальных и информационных потоков в рамках ДЗС, включая требования к формам и системе отчетности всех участников депозитной (залоговой) системы.
С учетом внушительного количества непроработанных вопросов вызывают озабоченность и сомнения указанные в Проекте сроки вступления Указа в силу и сроки внедрения его требований - 18 месяцев с момента официального
Одно из предложений, прозвучавших в ходе обсуждения – реализовать пилотный проект системы в одном или нескольких районах республики. Таким образом будет отработана технология внедрения системы, получена точная оценка необходимых инвестиций и затрат на ее функционирование, влияния на товарные рынки, потребительское поведение.
Бизнес-сообщество считает, что до внедрения системы необходимо пройти такие этапы как:
- Детальная оценка регулирующего воздействия на отрасль и на экологию решений по переходу с ПЭТ на стеклянную тару по всем социально-экономическим параметрам;
- Обеспечение прозрачности процессов подготовки системы и ее финансирования – как для бизнеса, так и для общественности;
- Финансово-экономический анализ с акцентом на влияние на государственный бюджет;
- Разработка многолетней дорожной карты перераспределения видов упаковки в отрасли с учетом мировых тенденций и опыта;
- Стимулирование экологического самосознания граждан через проведение соответствующих образовательных компаний;
- Создание постоянной рабочей группы с участием бизнеса, заинтересованных структур и др.;
- Жесткий контроль за неналоговыми платежами (сборами): прозрачность ценообразования и привязка к инфляции либо реальным объемам переработанной тары.
21 ноября 2019 года закончилось общественное обсуждение проекта постановления изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь №708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313». Нормативным актом устанавливается увеличение в два (!!) раза размеров платы, взимаемой с производителей и поставщиков упаковки за организацию сбора, обезвреживания и использования отходов упаковки.
Во-первых, внеплановое увеличение сбора в 2 раза без каких-либо внятных экономически и экологических обоснования – это нарушение всех существующих актов законодательства, направленных на поддержку предпринимательства.
Во-вторых, этот рост приведет к еще большему ослаблению позиций отечественных производителей на своем рынке относительно импортеров, т.к размер экосбора в Беларуси станет выше чем в России в 18,5 раз. (В Российской Федерации размер экологического сбора, рассчитанного с учетом норматива утилизации и выраженного в относительных единицах за 1 тонну составляет около 9 долларов США, что в 9 раз меньше, чем в Республике Беларусь в настоящее время).
В-третьих, в обосновании проекта прямо сказано: «Указанный рост расходов будет компенсирован потребителями (физические лица), приобретающими товары (работы, услуги) в полимерной упаковке и пластиковую посуду. При этом потребители имеют возможность выбрать аналогичные товары из бумаги и стекла, в отношении которых плата не изменяется».
А в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 313 плата вносится за организацию: 1) сбора, 2) обезвреживание, 3) использование или обезвреживание. Для каких-либо иных целей плата не вносится.
И, кроме того, эта формулировка дает основания считать, что размер сбора удваивается с целью вынудить потребителей через необоснованно завышенную стоимостью товаров изменить свой выбор в пользу товаров в иной упаковке.
Подобный подход противоречит Декрету Президента Республики Беларусь №7 «О развитии предпринимательства», ряду
законодательных актов, направленных на ограничение роста индекса
потребительских цен, рост конкурентоспособности экономики, а также и в качестве меры для сохранения макроэкономической стабильности, ограничения уровня инфляции.
Справочно: Удельный вес упаковки в производственной себестоимости
безалкогольных напитков составляет в среднем 21%, в пивоваренной отрасли – 23%, при увеличении размера платы за отходы в 2 раза удельный вес экосбора в
себестоимости продукции составит 1,3 и 1,4% соответственно.
При этом из приведенного к проекту Постановления обоснования не следует, что процент сбора тары увеличится. Не ясна и экономическая целесообразность столь существенного повышения сбора.
Особенно много вопросов у бизнеса вызывает не до конца прозрачный целевой характер использования текущих поступлений от платы по видам отходов!
По итогам 2018 года доля отечественных товаров на продовольственном потребительском рынке упала ниже безопасного уровня (с точки зрения национальной безопасности этот уровень равен 80%.): доля импорта превысила 20% и рост продолжается в этом году. Падение конкурентоспособности отечественных компаний на внутреннем рынке очевидно. Одной из причин бизнес считает обилие неналоговых платежей. В отличие от налогов, которые прописаны в Налоговом кодексе, подконтрольны МНС и другим госорганам, неналоговые платежи находятся в ведении операционных компаний. Соответственно они могут не только бесконтрольно расти, но и создавать неравные условия на рынке.
К таким платежам можно отнести как вышеуказанный сбор, так и обязательную маркировку напитков и пива контрольными идентификационными знаками. Ценообразование на КИЗ не является прозрачным, устанавливается административным путем Министерством финансов, стоимость КИЗ неоднократно повышалась опережающим темпом по сравнению с инфляцией. В результате затраты на КИЗ составляют до 10% в себестоимости бутылки напитка.
О необходимости пересмотра неналоговых платежей и приведения их в соответствие с общими принципами налогообложения шла речь и на расширенном заседании президиума научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Республики Беларусь при Президиуме Совета Республики Национального собрания.
Основные предложения бизнес-сообщества по внедрению депозитно-залоговой системы:
- создать рабочую группу по реализации проекта депозитной (залоговой) системы и оценки его эффективности с участием представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций, а также представителей крупнейших производителей и ритейла;
- обеспечить полную прозрачность подготовки к внедрению системы, а также заложить принципы открытости и прозрачности в ее функционирование.
Предложение по изменениям в постановление Совета Министров Республики Беларусь №708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313»:
- привязать изменение размера сбора за переработку отходов упаковки к одному из следующих показателей: уровень изменения индекса потребительских цен за период (инфляция) либо реальное количество собранной и переработанной тары конкретного производителя;
- обеспечить целевое использование платы, взимаемой с производителей и поставщиков упаковки за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов упаковки средств, а также условия прозрачности расходования.
По итогам обсуждения будет подготовлена резолюция круглого стола.
Опубликовал: Администрация РСПП
30 Ноября, 2019