В качестве лейтмотива мероприятия первый заместитель РСПП Игорь Самкин предложил известное изречение Альберта Эйнштейна – бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов. «Нужна четкая парадигма развития наружной рекламы, которая не только обозначит, наконец, позицию этого вида рекламы, но и укажет вектор ее развития. Требуются конкретные действия и решения, искреннее понимание проблемы не только со стороны бизнеса, но и местной власти. Бизнес устал играть в «угадайку», пытаясь предвидеть то, что нужно городу. Наружная реклама обладает огромным потенциалом, которым город не может (или не хочет?) воспользоваться» - сказал Игорь Самкин.
Главной проблемой представители бизнеса назвали отсутствие системного подхода со стороны городских властей к рекламно-информационному оформлению города - в общем, и к развитию рынка наружной рекламы - в частности. Принимаемые решения носят хаотичный и зачастую «индивидуальный» характер, согласовываются «осторожно» и «по случаю». Парадоксально, но именно в «бессистемности и хаотичности» власти зачастую обвиняют бизнес наружной рекламы, фактически перекладывая ответственность за свое бездействие на плечи «пострадавшей» стороны.
Еще одним негативным проявлением бессистемного и неструктурного подхода является отсутствие преемственности принятых в разное время решений. Они пересматриваются и аннулируются, законные основания подвергаются сомнению или вовсе не исполняются. Соответственно, бизнес не имеет гарантий стабильности своего существования, что не позволяет выстраивать стратегию дальнейшего развития.
Невозможность стратегического планирования бизнеса – еще одна проблема, обусловленная вышеназванными факторами. Стратегия бизнеса наружной рекламы подразумевает немалые финансовые вложения (инвестиции), что требует гарантий и уверенности в том, что решение, принятое «сегодня», останется в силе «завтра». Нет «завтра» – нет стратегии, а значит, нет развития.
Преемственность решений, законность их исполнения являются залогом стабильности осуществления и дальнейшего развития любого бизнеса.
Бизнес наружной рекламы крайне заинтересован в развитии, активно внедряет новые технологии и ищет оптимальные пути и решения бизнес задач, зачастую вопреки условиям и обстоятельствам. По мнению участников Круглого стола, революционная ситуация для кардинальных изменений уже не только созрела, но и «перезрела». Состояние на рынке наружной рекламы вот уже более 20 лет является хронически «нездоровым», с регулярными «обострениями» в виде противоречий и конфликтов. При этом, рекламный бизнес продолжает придерживаться конструктивной позиции и выступает за эволюционные изменения, а не революционные потрясения.
Председатель Белорусского союза архитекторов Александр Корбут представил участникам круглого стола концепцию рекламно-информационного оформления и благоустройства проспекта Победителей г. Минска. Концепция предполагала установку современных, высокотехнологичных носителей, которые бы, в том числе, решали задачи информирования и навигации по проспекту и городу. Он особо отметил, что инициаторами ее создания были операторы наружной рекламы, они же ее профинансировали. Проект прошел все стадии рассмотрения, был одобрен и принят Мингорисполкомом. Но по неизвестным причинам так до сих пор и не реализован. По словам руководителя союза архитекторов, такая социально-ответственная позиция операторов наружной рекламы говорит о зрелости бизнеса, готовности решать общегосударственные задачи и не должна игнорироваться местной властью.
Начальник управления по маркетингу, коммерческим вопросам и рекламе Дирекции II Европейских игр 2019 года Максим Кошкалда в своем выступлении также отметил высокую готовность бизнеса работать в тесном контакте с государством по проведению крупных городских и республиканских мероприятий. II Европейские игры это подтвердили. Но более системный подход и учет возможностей операторов наружной рекламы мог бы снизить бюджетные затраты на проведение II Европейских игр 2019 года и выразился бы в конечных цифрах продаж.
При этом от отметил, что необязательно концентрироваться исключительно на крупномасштабных мероприятиях, ежегодно в Минске проводится около 80 крупных международных мероприятий — это большая цифра. Более того, цифровые носители можно использовать для пропаганды здорового образа жизни, медийная реклама позволяет это сделать проще и эффективнее. И это касается не только спорта, но и всей социальной жизни.
В свою очередь заместитель начальника главного идеологического управления - начальник управления идеологии и информационной политики Администрации Президента Владимир Матусевич подчеркнул, что наружная реклама играет важную роль в формировании городского пространства, облика города, создании комфортных условий для жизни. Она должна быть взаимоувязана с другими направлениями - градостроительной деятельностью, социальной инфраструктурой, коммерческими проектами.
"Проблемы, которые есть, в настоящее время решаются с точки зрения законодательства, - отметил Владимир Матусевич. - Проведение такого круглого стола станет одним из хороших стимулов для дальнейшей совместной работы".
Глава управления МАРТ по защите прав потребителей и контроля за рекламой Инна Гаврильчик заявила, что ведомство полностью поддерживает бизнес-сообщество и тоже выступает за четкость в регулировании этого рынка. Она пояснила, что ранее министерство попросило у Мингорисполкома выработать общие технические требования к рекламным конструкциям, которые бы не портили внешний вид города. Но пока ответа на это обращение не было. Она напомнила, что сейчас в парламенте находятся поправки в законодательство, которые предусматривают разработку местными органами власти общих требований к рекламным конструкциям на определенных территориях.
Бизнес-сообщество считает, что для выработки решений, мониторинга текущих вопросов и стратегического планирования в сфере наружной рекламы требуется наличие своеобразного «центра принятия решений» в городе Минске. Именно уполномоченный и заинтересованный орган управления этим направлением бизнеса способен решить накопившиеся проблемы и разрешить противоречия, коих немало. Создание подобного органа, несомненно, станет отличным способом объединения и консолидации позиций как органов разрешительной системы, так и бизнес - сообщества в решении общих целей построения развитой и инновационной инфраструктуры рекламно-информационного пространства города Минска.
В резолюции круглого стола отмечается, что необходимыми условиями взаимовыгодного партнерства являются:
Участники Круглого стола считают, что соблюдение подобного алгоритма и выполнение условий взаимной ответственности сможет стабилизировать и сбалансировать ситуацию, разрешит накопившиеся за многие годы противоречия и непонимание, т.к. снимет формальные основания, являющиеся причиной хаотичности и бессистемности в сфере осуществления, контроля и развития наружной рекламы.
P.S. К большому сожалению, вопросы «о наболевшем» уже в который раз были заданы «в никуда» -- представители Мингорисполкома на мероприятие так и не пришли.
Опубликовал: Администрация РСПП
18 Декабря, 2019