Республиканский союз промышленников и предпринимателей

МАРТ подготовил проект Программы развития конкуренции в Беларуси


МАРТ рассматривает конкуренцию как крае­угольный камень долгосрочного экономического рос­та. Сейчас белорусская экономика находится в той стадии развития, когда нам необходимы структурные реформы. Об этом говорят и международные организации. В связи с этим развитие конкуренции становится одной из главных задач. Не так давно заработал обновленный Закон от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (в ред. от 08.01.2018).


Этот документ:

– ввел антимонопольные требования при осуществлении государственных закупок;

– ввел инструменты «мягкого права» для нарушителей (предупреждения и предостережения);

– регламентировал порядок рас­смотрения дел об антимонопольных нарушениях;

– определил новые формы недобросовестной конкуренции;

– ввел для монополистов обязанность публиковать правила торговой практики по требованию МАРТ.

Внесены изменения и в Закон от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» (в ред. от 09.01.2018). Разработка этого законопроекта шла тяжело. В итоге обеспечено изменение сфер естественных монополий. Теперь передачу и распределение электроэнергии как монополию планируется разделить на три вида деятельности: передачу, распределение и оперативно-диспетчерское управление.

Из сфер естественных монополий исключены почтовая и фиксированная телефонная связь.

Кроме того, обеспечена публичность процесса регулирования естественных монополий.

В июле 2019 г. вступил в силу обновленный Закон от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Мы видим в его применении очевидные плюсы.

Может быть, бизнес пока не почувствовал изменений, но государственный сектор очень сильно шумел по поводу нововведений. Этот законопроект готовился два года. Существенные изменения претерпела сама процедура госзакупок, введен запрет на изменение цены договора. Эта мера, с точки зрения заказчиков, снизила коррупционные риски.

Создана единая государственная информационно-аналитическая система по управлению госзакупками (ГИАС).

 

Предписания, предупреждения, протоколы – и монополистам, и госорганам

Количество поступающих в МАРТ обращений в связи с признаками недобросовестной конкуренции ежегодно увеличивается. Если в 2017 году комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 76 дел, из которых по 24 были установлены факты нарушений, то в 2019 году рассмотрено уже 148 дел, нарушения установлены по 18 из них.

В прошлом году в структуре нарушений преобладала недобросовестная конкуренция (72% случаев). Также зафиксированы антиконкурентные акты и действия госорганов, злоупотребление доминирующим положением, ограничивающие конкуренцию соглашения и требования к госзакупкам.

Важно отметить, что административные взыскания не применяются в случае добровольного устранения нарушений. К нарушителям применяются такие превентивные меры, как предупреждение (выдается государственным органам) и предостережение (выдается должностным лицам).

За год выдано 37 предупреждений, из них 30 направлено госорганам, остальные – хозяйствующим субъектам-доминантам, а также 2 предостережения. Рассмотрение 11 дел прекращено в связи с восстановлением конкуренции.

Многие госорганы, особенно это касается местных органов власти, получили такие предупреждения. Мы этого не скрываем: приходилось даже объяснять руководителям, что это такое. Не было понимания, как это – руководитель госоргана получает предупреждение от другого госоргана об ограничении конкуренции и о том, что в его отношении могут быть применены административные меры. Это вызывало возмущение.

 

Торги на бирже повышают цену

Одним из повышающих конкуренцию инструментов являются биржевые торги. В апреле 2019 г. на Белорусской универсальной товарной бирже стартовали торги молочным сырьем.

Были очень большие опасения со стороны сельхозорганизаций, в этот инструмент не верили. Но в итоге – 20 производителей и 28 переработчиков в торгах участвуют постоянно. Цена на сырье при биржевых торгах выросла на 16%, производители получили дополнительную выручку в размере 268 тыс. руб.

Этот инструмент мы планируем в дальнейшем использовать и на других товарных секциях.

 

Лекарства будут дешеветь

Одно из новшеств, которое очень тяжело шло, касается регулирования предельных цен на лекарства. Речь об Указе от 22.08.2018 № 345 «О регист­рации цен на лекарственные средства» (далее – Указ № 345).

Документом установлены требования к обязательной регистрации предельных отпускных цен производителями и импортерами лекарств. Ранее же регулировались отпускные цены в рознице.

В рамках пилотного проекта положения Указа № 345 распространялись на 37 лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний при их обращении на территории страны.

С 1 января 2020 г. они распространяются на перечень основных лекарственных средств, определяемый Минздравом, а также лекарственные средства, применяемые для экстракорпорального оплодотворения.

С 1 марта поэтапно, каждые два месяца, устанавливается запрет на реализацию лекарств, предельные отпускные цены на которые не зарегист­рированы, в соответствии с их классификацией.

В результате действия Указа № 345 из 256 согласованных цен по 109 позициям произошло снижение предельных отпускных цен в сравнении с действующей фактической ценой отпуска от 0,26 до 65%. По 27 позициям цены установлены на уровне фактических, по 77 есть незначительный рост – в пределах 1–6%.

Это один из инструментов цивилизованного рыночного ценового регулирования. Казалось бы, бизнес должен в штыки воспринимать подобные меры. Но он в этом поддержал МАРТ, поскольку четкие и прозрачные правила ценообразования пойдут всем на благо.

Новый механизм позволит снизить цены на лекарства и прекратить существующую ситуацию, когда медпрепараты зачастую дороже, чем в соседних государствах.

 

Программа для всех

Проект Программы развития кон­куренции в Беларуси готов и направлен заинтересованным гос­органам и бизнес-союзам. Он подготовлен совмест­но с Международной финансовой корпорацией, с которой в апреле 2019 г. МАРТ заключил соглашение о сотрудничестве.

Программа сложная, включающая очень много направлений. Она подразумевает как общие, так и специальные меры. Планируется дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, обеспечение соответствия государственного, в т.ч. отраслевого, регулирования требованиям антимонопольного законодательства с обеспечением конкурент­ной нейтральности, снятие инфра­структурных барьеров и барьеров в сферах естественных монополий.

Еще одно направление – адвокатирование конкуренции и повышение профессиональной грамотности государственных служащих в сфере конкурентной политики, а также совершенствование работы самого МАРТ.

У нас по сравнению со странами-соседями очень ограничены полномочия антимонопольного органа. Порой очевидны существенные нарушения, но МАРТ не имеет возможности привлечь к ответственности того или иного субъекта.

 

Специальные меры развития конкуренции коснутся следующих отраслей:

Понятно, что по определенным причинам госорганы могут быть недовольны какими-то частями программы. Когда МАРТ проводит консультации с ними, то на вопрос, что нужно менять с точки зрения развития конкуренции в регулируемой отрасли, звучал традиционный ответ: «Ничего. Не лезьте сюда. Все хорошо, конкуренция в принципе не нужна». Это касается таких отраслей, как реклама, образование, не говоря уже об энергетике.

Надеюсь, другие государственные органы нас поддержат, и программа уже в этом году будет принята, пускай и не все положения, которые ею предлагаются, устоят.

На коллегии МАРТ 12 февраля министр Владимир Колтович заявил, что некоторые моменты проекта программы развития конкуренции сегодня вызывают бурные дискуссии, ее необходимо обсудить с каждым министерством, чтобы найти «серединные варианты». 

По мнению первого заместителя премьер-министра Дмитрия Крутого, правила конкуренции в торговле должны быть выработаны для всех участников рынка. «В рамках программных документов, которые сейчас пишем, мы должны объявить рынку понятные инструменты и механизмы конкуренции в определенных сегментах», – заявил он на коллегии.

Дмитрий Крутой обратил внимание на необходимость выработки новых мер защиты внутреннего рынка, однако, по его словам, не стоит ожидать, что «сейчас начнется какое-то махровое регулирование и будут приниматься непонятные решения». Регулирование, считает вице-премьер, должно быть тонким, но действенным.
 

Подробнее на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/advokaty-ravenstva

Опубликовал: Администрация РСПП

19 Февраля, 2020