Указ принят через несколько дней после даты уплаты квартальных налогов, а от наших предложений там осталась ничтожная часть. В сюжетах по ТВ о совещании у Главы государства, где обсуждались меры поддержки экономики, нам не показали, чтобы кто-то из правительства возражал, что-то просил или предлагал… Может быть и отстаивали, но нам об этом не известно.
Из того, на что мы обращали внимание наших коллег из правительства как на самое важное для выживания бизнеса, мы видим лишь часть по аренде. Да, до 30 сентября устанавливается мораторий на повышение базовой арендной величины, а организации из утвержденного списка отраслей могут рассчитывать на отсрочку по арендной плате до 30 сентября с последующей рассрочкой до конца года. Мы же просили об отсрочке до осени с последующей рассрочкой до 1 года. Мы исходили из того, что спрос возможно лишь начнет подниматься к сентябрю, но будет еще далек от полного восстановления.
Поэтому для компаний, у которых весь период отсрочки отсутствовала выручка, будет непосильно платить возобновившиеся штатные платежи и погашать полугодовые отложенные.
По налогам и того скуднее – речь в Указе лишь о налогах, уплачиваемых в местные бюджеты во втором-третьем кварталах. Предполагается рассрочка до конца года по решению местных властей. Земельный налог и налог на недвижимость тоже на откупе исполкомов. Особо настораживает, что меры эти не обязательные, а рекомендательные, и местные власти сами решают что, кому и сколько. А главное – когда. Пока будет разработан механизм и критерии предоставления льгот, рассмотрены заявки, приняты решения, как бы не закончился и второй квартал.
Вот и получается, что весь мир осторожно говорит о начале восстановления экономики лишь к концу следующего года, а нам велено подняться из пепла за полгода.
И если по поддержке ясности никакой, то карательные меры прописаны четко. Указ дает Министерству антимонопольного регулирования и торговли, Госстандарту и Минздраву полномочия назначать внеплановые проверки и в случае нарушений приостанавливать работу торгового объекта, кафе или ресторана на срок до 90 дней. Вице-премьер пояснил, что мера, мол, временная и нацелена на безответственный бизнес.
При этом забыли в противовес поддержать ответственный!
Не хочу кликушествовать и излишне критиковать, но у многих сегментов белорусского бизнеса открыт вопрос – останавливать деятельность вплоть до ликвидации, минимизации, либо пытаться тянуть, сохраняя коллективы, до наступления изменений. На этот вопрос Указ так и не ответил!
Указ называется «О поддержке экономики» и перечисляет отрасли, которые особенно пострадали от пандемии. Уже сейчас могу сказать, что многие компании, входящие в наш союз, не попали в этот список, соответственно, на них даже эти меры не распространяются, и они не являются частью поддерживаемой экономики.
Кризис ничего не изменил в нашем порядке вещей. Проблема расслоения государственного и частного бизнеса еще больше усугубилась. У нас как была экономика государственных компаний отдельно от экономики частного бизнеса, так и осталась. Они всегда были противопоставлены и развивались в разных условиях. Все мы можем сравнить одно только 222-е постановление, которое росчерком пера подарило за счет увеличения доли государства в уставных фондах госпредприятий 157, 7 миллионов рублей (это только 1 пакет) со скудными послаблениями для частного бизнеса. 157 миллионов списанной задолженности перед бюджетом, образовавшиеся вследствие оказанной ранее (!) господдержки на фоне отсрочки арендной платы и местных налогов на несколько месяцев.
Есть свои предприятия, за которые отвечают вертикальщики и за которые будет ругать Президент - госкомпании со спорной эффективностью. А для своих ничего из наших общих бюджетных денег не жалко. Я подчеркиваю – это наши общие, бюджетные, налоговые деньги! И стоило бы как минимум посоветоваться (или хотя бы сделать вид), на что их направлять. Какая будет эффективность от этих вливаний? Такая же, как эффективность АПК от 399 Указа? Эффект мы видим один – уничтоженное доверие частного сектора к действиям государства.
При этом пользуясь ситуацией (или игнорирую ее) наши партнеры в госорганах каждую неделю выдают какие-то удивительные нормотворческие инициативы карательного характера.
Насколько меры, прописанные в Указе, поддержат экономику, будет ясно уже в ближайшей перспективе. Как распорядятся местные органы власти своими полномочиями по реализации Указа - мы тоже скоро увидим и на себе прочувствуем.
Складывается впечатление, что у нас в Беларуси всегда все по-своему. Главное – не как у всех. Когда все соседние страны делали ставку на малый и средний бизнес, у нас он был подопытным сектором. И развивался не благодаря, а вопреки. Высокая налоговая нагрузка, растущие откуда ни возьмись неналоговые платежи, постоянно меняющиеся правила и условия ведения бизнеса, недоступность кредитов, чрезмерный контроль регуляторов и неадекватная ответственность за нарушения, чиновничий произвол в правоприменении – вот условия, в которых привык жить наш бизнес до ковидных времен.
Но он жил и развивался, создавал комфорт, удобную и цивилизованную жизнь белорусам, привлекал туристов на наш продленный безвиз, платил налоги, создавал рабочие места.
Стоит ли говорить, что бизнес привык надеяться только на себя и особо не рассчитывал на поддержку государства?
Но небольшая надежда в душах все же теплится, что если не помогут, то хоть не толкнут в спину. Хотя бы в расчете на то, что нашему правительству покажется важным работать на имидж государства, адекватно реагирующего на кризис, подавая тем самым сигнал инвесторам, которые ох как будут нужны нам в ближайшем будущем.
Надеемся также, что власти вспомнят плачевный для нашей страны результат замалчивания и отрицания проблем, несвоевременных мер реагирования и отложенной ответственности, который мы получили после Чернобыльской трагедии. Аналогии напрашиваются сами собой.
Итог: диалог есть – результатов его нет, предложения наши принимают, вопросы нам задают – ответов нам не дают. Указ принят, но с опозданием, очень спорный по эффективности, носит декоративный или ритуальный характер и перестанет быть актуальным уже через месяц.
Но мы ждем обещанного второго пакета мер, продолжаем мониторить ситуацию и внимательно следить за исполнением Указа № 143 на местах, помогать локально нашим членским организациям, работать с экспертным пулом РСПП и БНПА, взаимодействовать с Правительством.
Опубликовал: Администрация РСПП
29 Апреля, 2020