Республиканский союз промышленников и предпринимателей

РСПП ответил МНС по "зарплатам в конвертах"


Министерство по налогам и сборам предложило бизнес-союзам объединить усилия в борьбе с выплатой заработной платы в конвертах и включиться в работу по соблюдению налогового законодательства и профилактике случаев уклонения от налогообложения. РСПП в своем ответе МНС сообщает, что в своей деятельности и во взаимоотношениях с членскими организациями союз всегда руководствовался необходимостью четкого и точного соблюдения законодательства гражданами и юридическими лицами. «Соблюдение налогового законодательства – это несомненный приоритет в работе любого участника хозяйственных отношений, включая прозрачность расчетов, искоренение выплат «в конвертах» - пишет бизнес-союз.


РСПП в своем ответе МНС сообщает, что в своей деятельности и во взаимоотношениях с членскими организациями союз всегда руководствовался необходимостью четкого и точного соблюдения законодательства гражданами и юридическими лицами. «Соблюдение налогового законодательства – это несомненный приоритет в работе любого участника хозяйственных отношений, включая прозрачность расчетов, искоренение выплат «в конвертах»» - пишет бизнес-союз.

Но, как уже не раз заявлял бизнес-союз, прежде всего необходимо разбираться с причиной явления, а не борьбой с ним. В РСПП считают, что больше половины выплат в конвертах базируется на чрезмерной налоговой нагрузке в очень сложных экономических условиях, особенно пандемии, политического кризиса и недальновидных и агрессивных заявлений относительно частного бизнеса. «Несомненно присутствует некоторый субъективный фактор у потенциальных нарушителей – уклоняющихся по ряду личных причин или особенностей характера и воспитания, но необходимо признать и наличие достаточно серьезных объективных причин, которыми обусловлены подобные явления» - говорится в письме.

По данным национальной статистики, уже в 2018 году валовая добавленная стоимость по промышленности составила 31,7 млрд. рублей, направлено средств на погашение кредитов – 39,8 млрд. рублей. Дефицит ресурсов – 8,0 млрд руб. 15,2% (1094 организации) завершили год с убытками и более 45% - с рентабельностью от 0 до 5%. Одной из причин такого положения дел видится в сдерживающей фискальной политике, а именно высокой фискальной нагрузке.

Сдерживающая фискальная политика проводится, как правило, в краткосрочном периоде в целях снижения инфляции спроса, сдерживания циклического подъема экономики. Она характеризуется высоким уровнем налогов и государственных расходов. В долгосрочном же периоде это приводит к снижению темпов экономического развития, стагнации и рецессии.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь в последние годы налоговая нагрузка составляет около 25,0 %, отчисления на социальное страхование – чуть больше 10,0 %, неналоговые изъятия – примерно 5,0 % к ВВП.

Но, это средние показатели по стране. По данным же анкетного опроса, проведенного БСПН еще в марте 2018 г., у 25,8 % организаций, ответивших на вопрос о величине налоговой нагрузки, она составляла в 2017 году не 25%, а более 40% к добавленной стоимости, а у отдельных организаций она была значительно выше. Кроме того, коммерческие организации вынуждены нести расходы по администрированию обязательных платежей, которые оцениваются от 5 до 10% добавленной стоимости.

В то время, как принятые российским правительством льготные меры на фоне экономического кризиса и пандемии привели к серьезному «обелению» бизнеса, жесткие меры и усиление налогового бремени в Беларуси приводит исключительно к уходу бизнеса «в тень» и «серым» схемам выплат «в конвертах». Эти процессы напрямую связаны с налоговой политикой государства и соотношении доходов и налоговых расходов бизнеса.

Даже предварительный анализ полной фискальной нагрузки, сделанный из открытых источников в Беларуси, очевидно иллюстрирует невыгодное положение белорусских субъектов хозяйствования частной формы собственности относительно как нашего основного партнера, Российской Федерации, так и стран дальнего зарубежья.

Для эффективной борьбы с выплатами «в конвертах» важна выработка чувства социальной справедливости, в объемах и формах налогообложения и налогового администрирования, что, с нашей точки зрения в Беларуси сформировано не в полной мере. С таким чувством никак не коррелируют околозаконные методы распределения льгот в среде государственных предприятий и служащих.

В качестве одного из многих примеров приводится ситуация в секторе ЖКХ, возникшая с принятием Указа № 478 «О закупках в жилищно-коммунальном хозяйстве»: в обход законодательства о закупках за счет собственных средств разрешено закупать услуги без тендера по любой цене у госпредприятий, в противовес необходимости соблюдения установленной законодательством процедуры при заключении аналогичных договоров с представителями частного бизнеса.

Очевидна проблема недобросовестной конкуренции - для госорганов и «госпредприятий» повсеместно создаются особые условия и исключения из установленных законодательством правил.

Кроме того, сегодня отсутствует должная ответственность работников правоохранительных и контролирующих органов по тем случаям, где даже в суде не были поддержаны их действия, более того – были признаны необоснованными.

Для бизнеса имеют особое значение случаи – и это целый ряд кейсов – по которым существовали разъяснения государственных органов, полученные субъектами хозяйствования путем подачи официального запроса в порядке обращений юридических лиц.

Бизнес-сообщество давно настаивает на проведении анализа результатов исполнения Директивы Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в частности пункта 9.1, в соответствии с которым с случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица должны принимать решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.

«К сожалению, на практике, наше долгосрочное взаимодействие с государственными органами содержит ряд абсолютно негативных примеров» - пишет РСПП.

«Казалось бы, если субъект хозяйствования руководствуется в своей деятельности такими официальными разъяснениями, то это должно как максимум снимать все претензии контролирующих органов, а как минимум – позволять не применять к ним меры административной ответственности в виде штрафных санкций или даже заключения под стражу, но тем не менее такие разъяснения либо не доводятся до органов Госконтроля или Следственного комитета, либо не учитываются ими при проведении проверок, что приводит с нашей точки зрения к несправедливому и незаконному содержанию под стражей руководителей субъектов хозяйствования либо приводит их к банкротству после уплаты непосильных штрафных санкций».

РСПП в каждом своем письме в соответствующие госорганы, в каждом выступлении в СМИ вспоминает о необходимости немедленной реализации решения Конституционного суда от 3 октября 2019 г. «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» (разрешившего ситуацию с неопределенностью статуса официальных разъяснений государственных органов). Но в план разработки законодательных актов на 2021 год соответствующий нормативный правовой акт так и не был внесен.

Еще одним примером несистемного подхода, в том числе МНС и других органов, является письмо КГК о налогообложении ИП: по сути озвученные предложения противоречат подпункту 9.3 пункта 9 Директивы № 4 в части требования «исключить придание нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения». Налоговыми органами фактически предпринимается попытка возрождения печально известного Указа № 488 через ретроспективное применение пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики – еще один «кирпичик» в построение «стены» между государственным регулированием и чувством безопасности и справедливости у бизнеса.

Право распространять налоговые корректировки на предыдущие периоды очевидно позволяет контролирующим органам сегодня заявлять, что плательщики уже вчера стали недобросовестными и доначислять налоги организациям, чья деятельность ещё вчера не вызывала никаких вопросов у этих же контролирующих органов при наличии все тех же данных о плательщиках. В условиях текущей экономической ситуации в стране, когда внешние и внутренние вызовы требуют мобилизации усилий общества в целом, проверки бизнеса, приводящие к изъятию существенных сумм в виде налогов, доначисляемых за предыдущие периоды по новым правилам, приводят к ликвидации многих плательщиков.

Убивая плательщика, государство теряет поступления в бюджет, теряет рабочие места и зарплату, как источник поступления подоходного налога в бюджет, а также снижает общую покупательскую способность населения: теряя рабочее место человек вынужден экономить, чтобы выжить.

Но самым несоразмерным из последствий применения пункта 4 статьи 33 НК является возбуждение уголовных дел по актам проверок: каждый акт проверки с применением пункта 4 статьи 33 НК попадает в органы финансовых расследований и далее в следственные органы, поскольку основание для направления туда документов зависит только от суммы доначисленных налогов (2000 и более базовых величин).

«Мы хотим подчеркнуть, что бизнес остро заинтересован в прозрачности применяемых государственными органами подходов к трактовке нормативных правовых актов, поскольку установление четких правил, нарушение которых повлечет применение мер ответственности, обеспечивает нормальное функционирование всей системы» - говорится в письме.

РСПП как и прежде заинтересован в эффективном сотрудничестве с МНС и предлагает в любом формате обсудить все приведенные выше аргументы.

 

Опубликовал: Администрация РСПП

05 Марта, 2021