1 марта 2023 года в отеле «Минск» состоялось 3-е заседание Объединенного Клуба Директоров «Цена развития», в котором приняло участие более 100 человек – предприниматели, руководители и собственники предприятий, бизнес-союзы, представители госорганов, журналисты.
Организаторы - Республиканский союз промышленников и предпринимателей, Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Вопросы, предложенные организаторами к обсуждению:
1. Ценовое регулирование как инструмент инфляционного сдерживания. Результативность постановления Правительства № 713 и сопутствующие среднесрочные и долгосрочные дисбалансы;
2. О правовом регулировании письменных разъяснений нормативных правовых актов государственных органов. Положения проекта изменений Закона о нормативных правовых актах.
Бизнес-союзы констатировали, что предварительная оценка влияния постановления № 713 на экономические процессы в стране свидетельствует о наличии как очевидно позитивной с точки зрения государства, бизнеса и граждан тенденции в части сдерживания инфляции, подтверждаемой государственной статистикой, так и формированием среднесрочных и долгосрочных дисбалансов в работе субъектов хозяйствования.
Председатель РСПП Александр Швец представил результаты анкетирования о влиянии 713 постановления правительства на деятельность предприятий:
- из 84 субъектов хозяйствования, ответивших на вопросы анкет, около половины отметили рост затрат, связанных с постановлением, а также факт снижения цен (от 10 до 60%);
- у 40% опрошенных уменьшилась номенклатура реализуемых товаров, 70% процентов отметили снижение прибыли (до 40%), почти у половины снизилась выручка. 45% опрошенных вынуждены сокращать или отказываться от инвестиций на 2023 год.
Также большинство участников анкетирования отметили, что регуляторная политика в сфере экономики не всегда понятна и зачастую непоследовательна и непредсказуема, а изменения законодательства направлены на решение краткосрочных задач и в меньшей степени учитывают долгосрочное воздействие на экономику.
Тревогу у субъектов хозяйствования также вызывает дополнительная криминализация законодательства в части соблюдения норм ценового регулирования и складывающаяся правоприменительная практика по данному вопросу.
Все руководители бизнес-союзов выразили готовность совместно с госорганами искать дальнейшие пути инфляционного сдерживания. «Необходимо подумать, какими дополнительными способами, кроме действия постановления №713, мы можем ее сдерживать", - сказал председатель РСПП.
По словам Швеца, государство вправе пресекать тенденции чрезмерного роста цен, но эти меры не могут действовать постоянно, они являются эффективными в кратко- или среднесрочном применении.
Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей Жанна Тарасевич как один из альтернативных вариантов регулирования цен предложила рассмотреть кодекс добросовестного поведения на рынке: «По сути, это договоренность между бизнесом и властью о контроле цен. В целом, считаю, что механизм регулирования должен совершенствоваться", - подчеркнула она.
Руководитель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов предложил активизировать совместную работу госорганов и бизнеса в рамках ОКС ведомств: «На заседаниях Общественно консультативных советов при МАРТ и Минэкономики ежеквартально рассматривать вопросы работы системы управления ценообразованием в стране, результаты обсуждения использовать для оперативной корректировки законодательства и других управленческих решений».
Выступивший на заседании первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец заявил, что ценовое регулирование на потребительском рынке Беларуси будет действовать еще долго.
«Не следует рассчитывать, что его отменят через пару месяцев. Постановление 713 "О системе регулирования цен" принималось как долгоиграющий инструмент справедливого ценообразования и решения задачи о прозрачности контроля над ценами", - сказал он.
Вежновец отметил, что положительные результаты появились уже в первые месяцы после введения регулирования: "Мы получили снижение цен, и это был не сезонный фактор. При этом мы понимали и оценивали все риски. В связи с этим и заняли гибкую позицию с точки зрения корректировки постановления в определенные периоды".
Заместитель министра сообщил, что будет создан экспертный совет, цель которого - анализировать текущую ситуацию на рынке.
В числе предложений бизнес-союзов по первому вопросу:
- объективная и беспристрастная оценка регулирующего воздействия применений Постановления Совета Министров № 713 в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- продолжение работы над реализацией устойчивой системы стабильного, справедливого ценообразования, основанной не только лишь на ограничении торговых надбавок;
- ежеквартальное рассмотрение вопросов ценообразования в стране на заседаниях Общественно консультативных советов при МАРТ и Минэкономики;
- отказ от постоянного и повсеместного к временному и точечному регулированию цен;
- выработка общих шагов по минимизации случаев привлечения к уголовной ответственности за неумышленные и незначительные нарушения порядка ценового регулирования.
Все предложения по итогам заседания договорились представились в Совет министров, Минэкономики, МАРТ в ближайшие дни.
Бизнес-союзы считают важным и требующим разрешения на законодательном уровне вопрос правового регулирования письменных разъяснений нормативных правовых актов государственными органами. По обращению Белорусской научно-промышленной ассоциации Конституционный Суд указал в решении 2019 года «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов.
Недавно проект Закона Республики Беларусь об изменении Закона о нормативных правовых актах прошел первое чтение в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь без учета решения Конституционного суда. В нем по-прежнему устанавливается рекомендательный характер разъяснений, и не определяются их правовые последствия. Это не отражает сути подпункта 9.1 Директивы № 4 о принятии решений в пользу субъектов предпринимательской деятельности в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства.
Александр Швец обратил внимание, что имеют место факты, когда суды не принимали во внимание такие разъяснения, либо принимали решения в противоречие с ними, либо отказывались от правовой оценки разъяснения госоргана. Даже в небольшом количестве анкет участников опроса случаи, когда позиция в разъяснении госорганов и контролеров не совпала, и субъект хозяйствования получал предписание по уплате штрафов или пеней, хоть и относительно не частые, но есть.
По мнению бизнес-союзов, госорган должен нести ответственность за полноту и соответствие законодательству даваемых им разъяснений, а лицо, действовавшее в соответствии с письменными разъяснениями, не подлежит ответственности.
По вопросу юридического статуса разъяснений госорганов бизнес-союзы считают необходимым:
- внесение изменений в Закон «О нормативных правовых актах», гарантирующих судебную защиту субъектов хозяйствования, которые руководствуются в своей деятельности разъяснениями государственных органов, с учетом положений Директивы №4;
- определение перечня правовых актов, в которых будут установлены правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие исполнения разъяснений госорганов, обеспечение их рассмотрения в Палате представителей Национального собрания в 2023-24 гг.
Опубликовал: Администрация РСПП
03 Марта, 2023