Республиканский союз промышленников и предпринимателей

Слухами инвестиции портятся. Информационные технологии против инвесторов: кто кого?


Абсолютной правды в природе не бывает. Правду мы делаем сами. Или ее делают за нас. И такое случается. К сожалению, Беларусь все чаще становится объектом или ареной информационных войн. И бьют не только по стране или конкретным отраслям, а и по отдельным инвесторам и проектам. В некоторых случаях даже прослеживается вполне конкретный иностранный след. «Черный» пиар, который до поры до времени обходил стороной наши предприятия, разгорается с пугающей силой. Конечно, коллапса пока не происходит, но по инвестиционной привлекательности бьет. Причем недруги действуют весьма хитро: эксплуатируя экологическую проблематику, будоражат общественное мнение и настраивают его против строительства предприятий. Как бороться с недобросовестной конкуренцией, когда противники пытаются манипулировать общественным мнением, разбирались на «круглом столе», организованном Белорусской научно-промышленной ассоциацией.


Укол экологической шпагой

Простые люди не всегда способны разобраться грамотно в проблеме, а свое мнение формируют исходя из слухов или определенных фобий.

В последнее время белорусы неожиданно очень озаботились экологией и охраной окружающей среды. Правда, интерес вспыхивает эпизодически, совершенно неожиданно и в местах строительства новых производств. Предусмотренные законодательством общественные обсуждения таких проектов обычно проходят достаточно бурно. И под одним и тем же лозунгом: общественность не желает иметь под боком предприятия. А о соблюдении всех нормативов безопасности и минимального воздействия на окружающую среду и слышать не хочет. 

В какой-то степени реакция людей понятна и объяснима. Но все чаще элементарное недовольство выливается буквально в противостояние с инвесторами. Причем в таких случаях прослеживается руководящая рука. Эксперты БНПА приводили конкретные примеры. Несколько месяцев назад жители деревни Колодищи и ее окрестностей «сражались» против строительства «Амкодор-Маш». И с плакатами стояли, и жалобами чиновников забрасывали… Но также проявлялась невероятная активность в интернете: появлялись профильные сайты, велась их активная реклама. Очень сомнительно, чтобы кто-нибудь из инициативных граждан на свои кровные средства покупал хостинг, разрабатывал сетевые ресурсы, поддерживал их. Значит, ведется вполне направленная пропаганда против инвесторов. И аналогичные проблемы существуют чуть ли не в каждом регионе, в который вкладываются инвестиции. 

Глава администрации СЭЗ «Могилев» Андрей Ярцев признался: тоже приходится выдерживать долгие споры с гражданами. Простые люди не всегда способны разобраться грамотно в проблеме, а свое мнение формируют исходя из слухов или определенных фобий. «Упираются в наличие выбросов в воздух и тормозят технический прогресс», — разводит руками Андрей Ярцев. А ведь в том же Могилеве только 13 процентов выбросов приходится на промышленность. Остальные – на так называемые передвижные источники: автомобили, железную дорогу. И существует множество других мероприятий по улучшению экологии, нежели убийство промышленности. С инвесторами-то ничего не случится: пойдут свои проекты реализовывать в Смоленск. А где работать белорусам? 

Без денег чистый воздух не нужен

Заместитель министра экономики Дмитрий Матусевич обратил внимание на другой парадокс: «если нет производства и работы, то экология никому не нужна». И народ бежит из чистых районов. Словом, без промышленности не обойтись. Заместитель председателя БНПА Георгий Гриц сказал прямо:

«зеленая» экономика – один из инструментов нетарифной защиты рынка. А экология используется как метод манипуляции общественным сознанием. И подрыв репутации компании, распространение про нее слухов и недостоверной информации – популярная стратегия недобросовестной конкуренции. Информационные кампании хорошо организовываются и финансируются. Тем более что, вложив в них несколько десятков тысяч долларов, можно «подбить» на взлете проект в десятки и сотни миллионов долларов. Получается намного дешевле, чем выиграть борьбу на открытом рынке. 

Другой вопрос, что в нашем законодательстве пока не прописан ряд дефиниций. Например, такое понятие, как злонамеренное распространение слухов. По каким критериям определить, человек заблуждается и действительно обеспокоен, высказывает свое, хотя и ошибочное мнение, либо делает это злонамеренно?! «Пускать этот вопрос на самотек нельзя: предвосхитить выгоднее, чем потом исправлять последствия», — констатировал эксперт. Председатель Республиканского союза предпринимателей Александр Калинин весьма обеспокоен: «все далеко не безоблачно: информационные атаки обходятся стране в десятки и сотни миллионов долларов потерь». 

Под прицелом проверок

Нет, участники «круглого стола» ни в коем случае не хотели обидеть граждан. Взаимодействие с общественностью – важная часть инвестиционного процесса. Но необходимо соблюдать некий баланс демократии. Инвесторов, особенно добросовестных, тоже не стоит обижать. Иначе как добиться амбициозной цели по росту ВВП до 100 миллиардов долларов?! Пока выигрывают «народные мстители». Они систематически заваливают государственные органы разными жалобами на предприятия, на них вынуждены реагировать, проверять, перепроверять, уточнять… Одно из строящихся предприятий посетили за неполный год 18 инстанций! Конечно, не все проводили проверки, некоторые ограничились мониторингом. Но ситуация для инвесторов все равно складывается нервная. 

Председатель БНПА Александр Швец высказал свое мнение: необходимо под спором общества и инвесторов подводить определенную черту. Люди имеют право на сомнения, но если все проверки не подтвердили их опасения, то на определенном этапе ставить точку и на необоснованные жалобы больше не реагировать. «Не надо перегибать палку, — соглашается с ним Дмитрий Матусевич. – Есть критерии, которым должен соответствовать инвестпроект, некоторые жестче, чем в Европе. Надо принципиально контролировать выполнение всех требований предпринимателями». Именно соблюдение законодательства и является одним из способов соблюдения баланса интересов между бизнесом и местными жителями Тем более что народные страхи нередко используют для целенаправленной информационной войны. И еще предстоит выработать рычаги и механизмы противодействия такой недобросовестной конкуренции. Пока же нельзя сказать, что даже добропорядочный инвестор защищен в информационном пространстве. Проблема непростая и многогранная, лежит на стыке компетенции нескольких министерств и ведомств. Но вопрос требует скорейшего и, можно сказать, безотлагательного решения. Слишком участились в последнее время случаи манипуляции общественным мнением в коммерческих целях. 
Владимир Волчков, СБ
volchkov@sb.by

Опубликовал: Администрация РСПП

21 Июня, 2018