Республиканский союз промышленников и предпринимателей

Новый Налоговый кодекс: чего ждать бизнесу?


К 1 сентября белорусские чиновники должны положить на стол президента новую редакцию Налогового кодекса. Каких налоговых новаций следует ждать отечественным предприятиям и бизнесу?


Проект нового Налогового кодекса подготовила специально созданная Межведомственная рабочая группа, в которую вошли не только чиновники, но и представители крупнейших бизнес-союзов, крупных предприятий, юристы и т. д.

О новациях этого документа рассказали чиновники Минфина и Министерство по налогам и сборам (МНС) 2 августа на Республиканском клубе директоров (РКД) Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. Кунявского.

Директор и сопредседатель правления БСПН Жанна Тарасевич назвала проект нового Налогового кодекса «компромиссом между интересами бизнеса и государства».

Председатель правления Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин подчеркнул, что подготовленный документ по-прежнему носит фискальный, а не стимулирующий характер. В свою очередь председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец напомнил, что «мандат» президента на подготовку новой редакции Налогового кодекса и не предполагал такой цели: шла речь об упрощении налогового администрирования при сохранении налоговых поступлений в бюджет.

Отсрочка вычета «ввозного» НДС

«Сегодня на повестке дня вопрос по «ввозному» НДС. Указом №99 предусмотрена 60-дневная отсрочка по вычету «ввозного» НДС по импортированным товарам. С 2019 года ограничение предлагается снизить до 30 дней и обеспечить его полную отмену с 1 января 2020 года», — рассказал заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко.

Отметим, что с 1 января 2017 года вычет НДС при ввозе приобретенных товаров в Беларусь с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, осуществляется в том отчетном периоде, в котором истекло 60 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. До этого срок вычета составлял 90 дней.

Порядок приостановления операций по счетам плательщиков

Проектом нового Налогового кодекса проект предусматривает новый порядок приостановления операций по счетам плательщиков.

Если сегодня у субъекта образуется задолженность по платежам в бюджет, то со следующего дня налоговый орган должен приостановить его операции по счетам.

Предлагается сделать иначе. В законопроект заложен новый механизм, основанный на риск-ориентированном подходе. Это означает, что если плательщик добросовестный, но в силу каких-то причин у него образовалась текущая задолженность (а до этого он в течение полугода исполнял свои обязательства добросовестно), то налоговый орган даст ему дополнительно 10 рабочих дней для устранения налогового нарушения. Если он это сделает, то операции по его счетам приостанавливаться не будут.

Другая ситуация. Если плательщик допускал задолженность, но постоянно погашал ее до первого числа месяца, следующего за месяцем образования задолженности, налоговый орган даст ему 5 рабочих дней для устранения нарушений.

Если же плательщик недобросовестный и постоянно нарушает налоговое законодательство, является систематическим должником по платежам в бюджет, то к нему будет применяться ныне существующий механизм: то есть, операции по его счетам будут приостановлены.

В случае образования задолженности по результатам проверки юрлица предлагается следующий механизм. Если плательщик не согласен с этими результатами, — у него есть необходимость возразить — предусматривается 3-месячный период обжалования.

«Если плательщик представит один из способов обеспечения — залог имущества, поручительство, банковская гарантия, действие которых будет продолжаться в течение трех месяцев, то в течение трех месяцев для него не будут приостанавливаться операции по счетам. Когда истекает этот срок и задолженности не погашены, то налоговые органы налагают арест на имущество, взыскивают задолженность с должника или поручителя, либо с банка. Трехмесячный срок – это возможность найти заемные средства и рассчитаться с бюджетом», — рассказала Э. Селицкая.

Корректировка налоговых деклараций

Предполагается, что в рамках камерального контроля юридические лица в течение 10 дней смогут корректировать налоговые декларации.

Первый этап — предварительный контроль: он предусматривает сдачу декларации в электронном виде, когда программа принимает налоговую декларацию и контроль производится программным продуктом. Если программа не находит нарушений, декларация принимается. Если же она будет неверно заполнена, программа вернет с пометкой доработать.

Второй этап контроля проводится после контроля программы налоговым инспектором, который сверяет информацию с данными из налоговых органов, банков, электронных счетов-фактур.

«Если возникнут отклонения, мы информируем плательщика, просим уточнить налоговые обязательства. На это ему будет дано 10 дней. Если он сам устраняет недоработки, мы принимаем декларацию и заканчиваем камеральный контроль. Если плательщик не устраняет неточность или не поясняет, почему возникли нарушения, наступает третий элемент камерального контроля — сама камеральная проверка с составлением акта камеральной проверки, тогда к плательщику применят меры административного воздействия», — отметила Э. Селицкая.

По ее словам, цель такого механизма — создать условия, чтобы плательщик мог самостоятельно устранять свои недоработки во избежание наступления административного воздействия.

Контроль за трансфертными ценообразованием

В новый Налоговый кодекс планируется ввести главу по трансфертному ценообразованию Трансфертное ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Считается, что такие схемы позволяют перераспределять общую прибыль группы компаний в пользу юрлиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Вводится обязательный отчет по трансфертному ценообразованию, который предусматривает для предприятий экономическое обоснование цен, по которым оно заключают сделки с взаимозависимыми лицами. В случае, если налоговые органы усмотрят нарушения при формировании таких цен, плательщику грозят различные санкции.

Советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательству Татьяна Быкова подчеркнула, что изложенные в проекте Налогового кодекса подходы по трансфертному ценообразованию следует обязательно конкретизировать. «Мы не против борьбы государства с уклонением от налогообложения. Но дайте же налогоплательщикам возможность защититься и отстоять свою правоту в диалоге с налоговыми органами, если не было умысла нарушить законодательство», — пояснила Т. Быкова.

Налог на прибыль

В Особенной части проекта Налогового кодекса чиновники обратили внимание на следующие новые подходы.

В частности, по налогу на прибыль — это сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.

Кроме того, для плательщиков предусматривается право на увеличение инвестиционного налогового вычета. Если это здание, сооружение, то сегодня вычет предоставляется в размере 10%, а с 2019 года размер вычета составит 15%. Если же это иные основные средства: машины, оборудование, транспортные средства, то вместо 20% с 2019 года вычет увеличится до 30%.

Новации для ИП — плательщиков единого налога

ИП — плательщики единого налога с 2019 года смогут выбирать режим налогообложения.

Сегодня если вид деятельности подпадает под уплату единого налога, то плательщик обязан уплачивать только этот налог. С 2019 года предлагается новый подход — можно будет самому выбрать оптимальный налоговый режим: это может быть общая система налогообложения (подоходный налог), упрощенная система налогообложения либо единый налог.

Сейчас порядок исчисления налогов следующий: Налоговый кодекс устанавливает базовые максимальную и минимальную ставки в зависимости от того, где ИП занимается деятельностью. А местные власти определяют его конкретный размер с учетом особенностей местности. С 2019 года предлагается установить отдельную ставку для каждого региона – для Минска, областных центров, других населенных пунктов, а местным Советам депутатов предоставить право уменьшать их, но не более чем в 2 раза.

Имущественные налоги

Бизнес-сообщество изначально настаивало на отмене с 2019 года права местных Советов устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога или, в крайнем случае, предлагало его снизить до 1,5. Поскольку практически все облисполкомы выступили против, то этот вопрос был вынесен на уровень первого вице-премьера Беларуси Василия Матюшевского.

В дальнейшем бизнес-сообщества согласились на снижение коэффициента до 2, за исключением обрабатывающих видов деятельности, к которым отнесен и автозаправочный бизнес, – для них предлагалось установить коэффициент 1,5 в целях стимулирования производственной деятельности. С таким подходом согласились все члены рабочей группы, в том числе представители Минфина, МНС.

Однако облисполкомы заявили, что готовы поддержать данный подход только при компенсации выпадающих доходов из республиканского бюджета. Цена вопроса – около 400 млн. рублей. «Но в Беларуси ситуация с бюджетом в 2019 году складывается такая, что не позволяет мобилизовать такие средства на компенсацию местным бюджетам», — отметил Д. Кийко.

В БСПН считают, что для решения этого вопроса потребуется, возможно, вынести его на уровень депутатов или же президента.

В свою очередь чиновники отмечают, что его острота в ближайшее время спадет. Дело в том, что сегодня налог на землю (для общественно-деловой и производственной зон) рассчитывается, исходя из кадастровой оценки в долларах, а с 2019 года исчисление земельного налога будет производиться без влияния изменений курса иностранных валют. «С 2019 года мы от этого уходим: кадастровая стоимость всех земель будет определена в белорусских рублях», — подчеркнул Д. Кийко.

Он также сообщил, что в рамках подготовленного проекта предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам недвижимости, а также земельного налога на земельные участки, занятые такими объектами. «Однако поскольку ряд облисполком выступили против данного предложения, этот вопрос поручено проработать дополнительно», — отметил Д. Кийко.

Сбор за проезд иностранного авторанспорта

Проектом нового Налогового кодекса предлагается отменить сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования, учитывая, что поступление от этого сбора незначительные. В 2018 году они составляют около 9 млн рублей.

МНС рассчитывает, что отмена этого сбора не будет иметь негативных последствий для бюджета — скорее, наоборот. Поскольку Беларусь — транзитное государство, можно рассчитывать на приток денежных средств в страну.

Отчетность о доходах белорусских граждан

Проект новой редакции Налогового кодекса обязывает ИП и предприятия с 1 января 2019 года ежеквартально предоставлять сведения в налоговые органы о доходах наемных работников, о налогах, удержанных с работников, льготах, произведенных вычетах.

Э. Селицкая пояснила, что создание такой базы является механизмом учета доходов населения для начисления безналичных жилищных субсидий.

«Первый срок обязательной сдачи информации — 20 апреля 2019 года по итогам первого квартала», — сообщила она.

МНС Беларуси уже пригласило юрлиц и ИП поучаствовать в тестировании базы данных о доходах граждан. База представляет собой программный продукт, которая призвана выполнить нескольких задач. Это — сбор сведений о доходах граждан в электронном виде, их проверка и направление в налоговые органы; а также получение информации о результатах доставки и проверки представленных сведений, выявленных ошибках и иной информации.

Новый вид обязательной отчетности вызвал у бизнеса, по меньшей мере, недоумение и раздражение. Очевидно, что он потребует от бизнеса дополнительных временных и финансовых затрат. Кроме того, «новая отчетность никак не увязывается с задачей по упрощению налогового администрирования, которая ставилась при разработке новой редакции Налогового кодекса», подчеркнул председатель Совета РКД Лев Карпач. Поэтому, добавил он, нужно еще раз посмотреть, нужно ли ее вводить.

Нельзя этого делать, не оценив финансовую сторону затрат и пользы от нововведения, подчеркнул председатель БНПА Александр Швец: «Если мы потратим деньги, а мы идем к полному возмещению затрат на услуги ЖКХ, не выйдет ли, что мы из-за копейки потратим 100 рублей, получаем данные, непонятно для чего?» — отметил он.

Бизнес считает, что можно найти более оптимальное решение этого вопроса. В качестве основы для учета доходов физических лиц директор БСПН Жанна Тарасевич предложила доработать базу данных, подаваемых в ФСЗН.

Однако Д. Кийко заметил, что подобные системы могут применяться для разных целей. По его словам, сейчас предложено использовать ее для института безналичных субсидий, а далее, возможно, эта система может применяться и для других целей. Э. Селицкая, реагируя на негативные замечания относительно предлагаемой системы со стороны участников РКД, добавила, что решение об учете доходов граждан было принято еще в 2015 году, а сама база является всего лишь механизмом его реализации.

7.08.2018 

АВТОР: ТАТЬЯНА МАНЕНОК

Источник: https://www.belrynok.by/2018/08/07/novyj-nalogovyj-kodeks-chego-zhdat-biznesu/

Опубликовал: Администрация РСПП

06 Сентября, 2018