Условия для диалога есть, на бумаге
Главной преградой в выстраивании отношений, приносящих хорошие плоды, представители бизнес-сообщества называют отсутствие заинтересованности госорганов в том, чтобы слышать бизнес, как и общество в целом, при принятии каких-либо решений.
На бумаге диалог существует на уровне общественно-консультативных советов и рабочих групп, в которые входят представители бизнеса. Это дает плоды — бизнес как минимум может высказать свою точку зрения по различным вопросам и решениям. Но если посмотреть на результаты в виде принятых решений или законов, то оказывается, что работа подобных структур часто формальная. Представители бизнеса признаются, что нередко не понимают, зачем их присутствие, если все решения в итоге принимаются без учета их мнений.
— Говорить о том, что вести диалог ведется качественно, прозрачно и эффективно пока рано, — отмечает директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич.
Сотрудничество похоже на игру в одни ворота
Не только консультативные советы, но и процесс общественных обсуждений вызывает немало вопросов. Как правило, процедуры обсуждения тех же законопроектов соблюдаются лишь формально: общественность и бизнес высказывают свою позицию, а что происходит дальше, остается лишь догадываться.
— Зачастую, когда присылаются законопроекты для обсуждения, мы их рассматриваем, формулируем свои предложения, приходим на ОКС, нас с заинтересованностью выслушивают. Но проходит время, и мы видим совсем другой документ, совсем не похожий на тот законопроект, который все обсуждали, — рассказывает зампредседателя Ассоциации Европейского Бизнеса Мария Карась.
Наравне с этим сказываются неточность формулировок в законах. В результате по конкретным вопросам каждый госорган интерпретирует нормативные документы по-своему. Услышат чиновники мнение предпринимателей или нет, зависит от конкретных людей в министерствах и ведомствах.
Бизнес не умеет отстаивать свои интересы
В большинстве своем бизнес не готов платить за лоббирование, тратить деньги и время на те действия, которые помогут изменить законодательство.
— Пока мы только ругаем чиновников и законы и ждем, что придет добрый дядя и что-то изменит, — говорит Жанна Тарасевич.
Невысокая роль общества и бизнеса в диалоге с властями, минимальная возможность отстаивать свои интересы сводят к минимуму желание предпринимателей входить в состав бизнес-союзов, которые имеют чуть больший вес, чем отдельные предприятия.
Для большей эффективности не хватает участия экспертного сообщества, которое помогало бы сторонам договориться, давало бы оценку возможных последствий, мониторило бы ситуацию и помогало как бизнесу, так и государственным структурам приходить к более взвешенным решениям.
Бизнес охотней будет вступать в ассоциации, активней высказывать свои позиции, проявлять интерес, когда будет видеть результат. Когда предложения обсуждаемых документов будут учитываться или отклоняться аргументированно, считает Мария Карась.
Чиновники не смотрят на бизнес как на равного
Представители власти и госведомств обращаются к бизнесу в крайних случаях, и опять же больше для «галочки». Это чувствуется по формальным запросам высказаться по масштабным и глубоким вопросам в слишком короткий срок.
Чиновники видят бизнес-союзы как инструмент, с помощью которого можно получиться экспертную оценку, анализ, опрос, которые ведомства используют на свое усмотрение. Но если участие бизнеса может идти вразрез с намеченными планами, обращения требуют лишь формального ответа.
— В 60% случаев бизнес-союзы работают по принципу пожарной команды. На днях пришло письмо из Министерства образования, где написано, что до 15 ноября во исполнение поручения президента от декабря 2017 года союзу нужно изучить систему образования Германии, промониторить, сколько у всех членов союза было выпускников по распределению, определить причины и дать предложения изменить образовательные стандарты, — приводит пример глава бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич.
Интересы госпредприятий выше интересов частников
Исходная причина незаинтересованности в том, что в отечественной экономике не создана единая конкурентная среда, а параллельно существуют две экономики, для одной из которых созданы максимально комфортные условия, а интересы другой рассматриваются по остаточному принципу.
— Много десятилетий мы делим бизнес на государственный – основной и правильный, и частный, который временно терпим. Созданы ассоциации государственных отраслевых предприятий, которые отстаивают интересы государства, — говорит председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
Состав ОКС соблюдается тоже формально. Половину членов советов составляют представители госструктур, вторую — бизнес. Вот только 30% выступающих от лица бизнеса при многих ведомствах — представители госпредприятий.
Лучше налажена система консолидации на республиканском уровне, а на отраслевом и региональном ее пока нет. Представители бизнеса не исключают, что диалог с чиновниками хромает не только потому, что последние не хотят прислушиваться к обратной связи, а потому, что так построена структура принятия решений. Изменить ее будет возможно, когда на то будет политическая воля сверху, убеждены представители бизнес-сообщества.
Источник: http://www.zautra.by
Опубликовал: Администрация РСПП
06 Ноября, 2018